М. Цветаева, из сборника «М.Волошину»

Когалымский вестник, №03(407) от 20.01.2012

Творческий вокальный коллектив «Россияночка», существующий на базе школы №8, — яркое свидетельство наличия в общеобразовательном учреждении условий для поддержки и самореализации талантливых детей. Неоднократные поездки на всероссийские и международные конкурсы, активное участие в мероприятиях окружного и городского уровней на протяжении многих лет приносит воспитанникам заслуженные победы и высокие награды.

Из последних — это дипломы с Открытого Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Морозко», проходившего в Казани, с аналогичного конкурсы в Екатеринбурге «Каменный цветок», а также участие в начале ноября прошлого года в Первом открытом международном фольклорном фестивале «Медвежий угол». Конечно, такие достижения — это итог совместной работы множества людей. Но главную идею и вдохновение в творческий процесс всегда привносит талантливый дирижер. И сегодня речь идёт о руководителе вокальной студии «Россияночка», педагоге дополнительного образования высшей квалификационной категории, обладателе гранта главы города Когалыма в 2010 году в номинации «Лучший преподаватель, педагог дополнительного образования» — Светлане Рябошапка. С музыкой и с открытой душой всю свою жизнь она идёт к людям.

Музыка звучит в судьбе

В феврале 1967 года в украинском городке Снежкое, в семье Ильи Марии Жигай родилась девочка, которую родители нарекли Светланой. Рождение дочери было счастьем, а когда греческую семью приходит счастье — там льются песни. С самой колыбели малышка росла окружении музыки. Среди многочисленной родни как по материнской, так и по отцовской линии редко кто не имел от природы тонкий слух и звучный голос. Были и профессиональные музыканты: гармонисты, баянисты, один из родственников виртуозно играл на фортепиано, а прадед по отцу, говорили, был знатным скрипачом.

Неудивительно, что прежде чем говорить, маленькая Светлана научилась петь. Центром Вселенной для нее был проигрыватель «Березка» на четырех ножках прилагающиеся к нему пластинки. Приближаясь к трехлетнему возрасту, она знала все песни и на просьбу спеть — не отказывала никому. Сценой служил стул, микрофоном — ложка, концертным нарядом — мамин ридикюль. Чтобы окончательно убедиться в таланте дочери, мать повела ее в единственный и округе дом, где стояло пианино. Теперь каждый раз, проходя мимо этого дома, малышка садилась на землю и криком требовала одного — играть. Растерянные родители были вынуждены привести девочку в музыкальную школу, так, в возрасте четырех лет она была зачислена в первый класс игры на фортепиано. Соседка по парте за шоколадку вела ее тетрадь по сольфеджио, чтобы дома с мамой маленькая ученица могла выполнить уроки. Музыкальная школа была особым миром, а красные велюровые кресла концертного зала, где юная Светлана Жигай блестяще выступила на своем первом академическом концерте по случаю окончания первого класса обучения — она помнит и сейчас.

В дальнейшем семья поменяла место жительства и в связи с отсутствием в новой музыкальной школе класса игры на фортепиано, наша героиня перешла в класс аккордеона, а дополнительным инструментом стала домбра. Девочка занималась музыкой по многу часов, училась отлично, но легче всего давалось сольфеджио. Будучи ученицей шестого класса общеобразовательной школы, Светлана уже закончила музыкальную.

Нотная грамота жизни

Продолжила образование Светлана в музыкальном училище города Жданова. По словам нашей героини, там под чутким руководством грамотного преподавателя Митиной Аллы Анатольевны произошло начало ее музыкального становления. Возможно, именно тогда любимый педагог заложил в будущего преподавателя Светлану Ильиничну такие необходимые умения, как слушать и уважать время другого человека, но, прежде всего — ценить качество исполнения, сколько бы ни требовалось для этого усилий. По сей день Светлана не опаздывает и не любит, когда это делают другие. Но такая внутренняя четкость и организованность пришли не сразу. Начав сольную карьеру на студенческих капустниках и фестивалях, яркая красавица с взбалмошным характером, она не раз заставляла нервничать своих педагогов.

— Был момент на третьем курсе учебы, когда мне показалось, что я должна все бросить и пойти в театр «Ромен», — с улыбкой вспоминает былое Светлана. — Маму вызвали в училище, учителя в один голос твердили, что оставить все будет преступлением. Но я была упертой, и остановить меня тогда смогли только слёзы мамы.

Мама и по сей день является ангелом-хранителем нашей героини. Она — самый строгий судья и надежный тыл. Сила духа. Умение посмеяться над жизненными неурядицами — вот черты, которые передала Мария Дмитриева дочери. Ну и, конечно, певческий талант. Да что там говорить, до сих пор, в возрасте 72 лет, она с легкостью подхватывает вторую партию альта. Именно в ее честь Светлана назвала дочь Марией.

Яркой и многогранное студенчество во многом повлияло на формирование личности Светланы — игра в молодежном театре, гастроли, съемки на ТВ, записи на радио, постоянные выезды на шефские концерты, в том числе и на Чернобыльскую АЭС. Подобрался очень сильный курс, к слову сказать, почти все студенты того выпуска связали свою жизнь с музыкой, наверняка. Во многом благодаря звездному составу преподавателей.

Мелодия Севера

В июне 1990 года Светлана по приглашению родственников приехала в Когалым. Здесь автору хотелось бы таинственную параллель с символичным названием Снежное — города, где она родилась, но первыми впечатлениями на сибирской земле стали бездорожье, песок, одинокие сосны и горящие среди болот факела. Первый выход в город, и каблуки утонули в песке, а накрашенные ресницы — в слезах. Светлана плакала больше месяца — привыкая к Северу с его скупым летом было болезненным для теплолюбивой южанки. Успокоение её творческая натура находила только в странных красотах белых ночей и таежного леса. Депрессия по поводу нового места жительства продолжалась ровно до тех пор, пока девушка не устроилась методистом по народному творчеству в отдел культуры города Когалыма под начало Николая Шакова.

— Мне очень нравилось работать, а выходные дни тянулись нестерпимо долго. Два года я проработала в прекрасном коллективе под началом Людмилы Лиходед, Натальи Авдеевой. Мы обслуживали все праздники, сами все организовали, давали концерты. Постоянная радостная суета — это знак того времени.

Но семейное положение и появление ребёнка потребовали более спокойной работы. Как раз в это время в городе сдается в эксплуатацию новый строительный объект — средней школы № 8. На тот момент Светлана Ильинична уже занимает должность заместителя директора методического центра, но соглашается на приглашение занять ставку учителя музыки и руководителя вокально-инструментального ансамбля в новом образовательном учреждении. Именно это место работы станет началом новой вехи в судьбе Светланы Ильиничны.

С душой, открытой для учеников…

В школе она в полной мере почувствовала себя музыкантом, здесь, в стенах восьмой общеобразовательной, открылся ее педагогический талант. Чтобы понять, кем является Светлана Ильинична для своих учеников сегодня, нужно увидеть их общение. По словам Марии Сергиенко, воспитанница «Россияночки», она не просто наставник и учитель, но, прежде всего — друг, который никогда не подведет:

— Каждый из ребят может поведать ей самое сокровенное и получить взамен дельный совет. Очень важно, что она может подобрать для репертуара такую песню, которая подходит именно тебе, словно знает, что творится у тебя внутри в этот период времени. Наверное, поэтому получается душевное исполнение. Светлана Ильинична — высококлассный специалист. Безусловно, нам с ней повезло!

К слову сказать, все дети, которые выпускались у Светланы Ильиничны, не бросили музыку. Они пронесут любовь к этому прекрасному искусству через всю жизнь, и в этом заслуга педагога.

Елена Бойко

 


Рубрика: Новости , СМИ о нас