Информационно-методический журнал «Образование», №3, 2012

БАЖЕНОВА Е.В., директор МАОУ «Средняя школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Когалыма Ханты-Мансийского автономного округа Югра

В 2010 г. в городе Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа Югры Тюменской области стартовал проект «Формула успеха», цель которого — создание системы Международного бакалавриата в школах Западно-Сибирского региона. Проект амбициозный как по целям, так и по средствам. Тем более, что опыта реализации подобных про-грамм в нашем регионе нет.

Идея внедрения программ Международного бакалавриата в небольшом нефтяном городе принадлежит заместителю главы города Ольге Валентиновне Мартыновой, которая детально изучила опыт школ, реализующих такие программы, и их результаты. Идею поддержало руководство НК «ЛУКОЙЛ», которое взяло на себя обязательство финансирования проекта.

Было принято решение внедрять проект в одной из школ муниципалитета, а именно в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением отдельных предметов». Выбор нашей школы был не случайным. Наше образовательное учреждение уже имело опыт реализации достаточно больших образовательных проектов. Это и первые в городе классы с углубленным изучением предметов, профильные классы, классы «ЭЛИОР» и др. Подавляющее большинство педагогического коллектива заинтересовано в развитии школы и повышении качества образования. Администрация и педагогический коллектив школы поддержали идею внедрения программ Международного бакалавриата.

Почему программы Международного бакалавриата стали интересны нашей школе? Использование традиционных для российского образования форм обучения, недостаточно высокий рейтинг среди школ других регионов по результатам участия во Всероссийской олимпиаде школьников и результатам ЕГЭ; недостаточность средств на переподготовку педагогов, на их участие в профессиональном обмене с коллегами из «продвинутых» школ других регионов, не говоря уже о международном уровне — все это заставило нас начать поиск новых путей совершенствования работы и развития школы.

С этой целью подробно изучался опыт ведущих образовательный учреждений Российской Федерации, реализующих инновационные программы, в том числе программы Международного бакалавриата. Нами были изучены опыт гимназии № 45, школы «Президент» г. Москвы, Московской экономической школы, лицея № 10 и средней общеобразовательной школы № 9 г. Перми, медико-технического лицея г. Самары.

Для нашего региона в целом и г. Когалыма в частности внедрение программ Международного бакалавриата приобретает особую актуальность по нескольким причинам: многонациональное население города, его отдаленность от крупных экономических и культурных центров страны, отсутствие высших учебных заведений. С внедрением программ Международного бакалавриата учащиеся и педагоги получают уникальную возможность информационного «включения» в процессы, происходящие за пределами города, автономного округа и Российской Федерации. Работая в качестве ресурсного центра, МАОУ «Средняя школа № 8» сможет делиться опытом с педагогами других школ города и региона, желающих существенно оптимизировать качество образования, организацию работы с одаренными детьми, организацию развития педагогического потенциала, современную образовательную инфраструктуру.

Работая над проектом, мы поняли, что идем «в ногу со временем», так как те подходы в преподавании, которые используются в Международном бакалавриате, заложены и в новые федеральные государственные образовательные стандарты. Как известно, образование по своей сути достаточно консервативно. Педагогам не просто перейти от привычной формы трансляции готового материала к использованию «научающих» технологий. Для этого требуется не один день и даже, как показывает наша практика, не один год. Но, как говорится, «вода и камень точит».

Спустя два года мы можем говорить о первых результатах проекта: школа № 8 получила в Организации Международного бакалавриата (IBO) статус «школа-кандидат». Кто уже проходил авторизацию школы, тот знает, что за этим стоит большая, кропотливая работа всего педагогического коллектива, руководителей проекта, консультантов, партнеров.

За это время сделано многое. Для педагогов проведено огромное количество семинаров, «круглых столов», мастер-классов, конференций как на базе школы, так и в других образовательных учреждениях Российской Федерации, в том числе семинары IB за рубежом. На сегодняшний день на семинарах IBO прошли обучение с получением сертификатов 13 педагогов и администраторов школы. Сейчас в нашем образовательном учреждении нет ни одного учителя, который бы не был вовлечен в процесс интенсивного обучения.

Для детей участие в программах IB — это дополнительная возможность участия в различных фестивалях, конкурсах, олимпиадах, в совместных с учащимися других городов проектах, в том числе творческих. В ноябре 2011 г. успешно прошел первый Открытый фольклорный фестиваль «Медвежий угол» с участием школьников города Когалыма и гимназии №45 города Москвы. Наши ученики были участниками практически всех проектов, проводимых школами Международного бакалавриата.

Благодаря проекту нам удалось существенно обновить и совершенствовать материально-техническую базу школы: модернизировать библиотеку, приобрести мобильные классы для изучения иностранных языков, проведения практических работ на уроках физики, химии, биологии, оборудовать необходимым кабинеты естественно-научного цикла, оснастить все кабинеты старшей школы мультимедийным оборудованием и многое другое.
Очень важно, что от участия в данном проекте выигрывают все:

  • у педагогов появилась уникальная возможность участвовать в международном профессиональном обмене;
  • повысились результаты ЕГЭ и результаты участия учеников в интеллектуальных и творческих состязаниях разного уровня;
  • школа становится все более привлекательной для жителей города.

Безусловно, нельзя не отметить, что положительный результат может быть достигнут при условии серьезной административной и финансовой поддержке со стороны администрации города, ОАО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», а также научно-методического сопровождения со стороны опытных партнеров, заинтересованные в реализации проекта. Огромную консультативную и практическую помощь в реализации проекта нам оказывает коллектив гимназии № 45 г. Москвы, лично ее директор Михаил Яковлевич Шнейдер, который собственно и стал куратором проекта. Научное руководство проектом осуществляет Наталия Вениаминовна Любомирская, доктор биологических наук, координатор Дипломной программы школы «Президент». Нами налажена тесная связь с Европейской гимназией Москвы, лицеем № 10 г. Перми, Московским Домом Книги, другими организациями и учреждениями.

Хочется подчеркнуть, что без существенного дополнительного финансирования подобный проект не может быть осуществлен, поэтому данный опрос находится на контроле у руководства НК «ЛУКОЙЛ». Всем нашим партнерам хочется выразить огромные слова благодарности за конкретную помощь в реализации проекта, за понимание важности развития образования не только в крупных центрах, но и в небольших городах нашей страны.


Рубрика: Новости , СМИ о нас

Метки: