5.Концептуальные основы образовательной программы в МАОУ «Средняя Школа №8»

5.1.Общие положения

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04 февраля 2010 г. Пр-271, распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. N 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы», определили современные ориентиры развития школы:

«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

Назначение (миссия) школы — создание образовательной системы, соответствующей международным критериям качества образования, обеспечивающей условия для формирования ответственного гражданина информационного общества. Одной из ключевых ценностей педагогического коллектива МАОУ «Средняя школа №8» является создание условий для формирования ответственного гражданина информационного общества. Реализация этой идеи требует от педагогического коллектива постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

Главными принципами педагогической деятельности становятся открытость к внешним запросам, применение проектных, творческих, исследовательских видов деятельности, ориентация на практические навыки, на способность применять знания, т.е компетентностный подход. Наряду с этим необходимо расширить спектр индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.

В связи с этим особое внимание при определении содержания образования в школе уделяется предметам, изучаемым на углубленном и профильном уровне.

Образовательное пространство школы организовано таким образом, что позволяет учитывать интересы ученика, родителей, учителей. Каждая часть пространства: начальная, основная и средняя школа — имеет свои цели и задачи, вместе они направлены на конкретную помощь ученику в выборе профиля обучения в старшей школе. Родительский запрос и результаты изучения психологических особенностей учащихся позволили создать модель профильного обучения в школе, которая включает следующие профильные направления:

  • социально-гуманитарное
  • математическое
  • естественнонаучное

Предметы, изучаемые на профильном и базовом уровне

Наименование предмета Классы Всего уч-ся Уровень программы
Базовый Профильный Углубленное изучение
1 Алгебра (в том числе математика в 5-6 классах) 5-11 649 301 (46,4%) 184 (28,4%) 164 (25,2%)
2 Геометрия 7-11 476 314 чел., 65,9% 47 (9,9%) 115 (24,2%)
3 Химия 7-11 354 287 чел., 81% 21 (6%) 46 (13%)
4 Английский язык 5-11 649 449 чел., 69,1% В рамках «Формулы успеха» – 82чел. (12,6%) 118 (5-11 кл.)(19%)
5 Русский язык 5-11 649 610 чел., 93,9% 40 (6%)
6 Физика 7-11 476 453 чел., 95,2% 22 (4,8%)
7 Право 10-11 144 91 чел., 83% 51 (17%)
8 Экономика 7-9 (с-г.) 10-11 95 91 чел., 83% 51 (17%)
9 Обществознание 10-11 144 104 чел. 77,2% 40 (27,8%)
  Всего       332 (51,1%) 328 (50,5%

В школе в 2011-2012 уч. г. с 5 по 11 класс 28 классов, из них 15 классов с углубленным изучением предмета, 7 профильных классов. Всего 78,6 %, против 65% в 2009 г., т.е. рост составил 13,6%.

50,5% уч-ся обучаются по программам углублённого уровня, 51,1% — по программам профильного уровня, что в сумме составляет более 100% от числа всех уч-ся (один и тот же ученик разные предметы осваивает на разных уровнях, поэтому иногда возможно совпадение при подсчёте).

Такой широкий выбор профильных направлений в школе необходим для осуществления дифференциации и индивидуализации обучения учащихся на основании запросов обучающихся, их родителей (законных представителе), психофизиологических особенностей школьников. Как следствие, в рамках созданной модели, каждая параллель учащихся может иметь различные формы профилизации, т.е. профильное обучение может осуществляться как для целых классов, так и для отдельных групп учащихся. При составлении учебных планов каждого профиля учитывается мнение учащихся, родителей и учителей. Проекты учебных планов проходят процедуру согласования на родительско-ученических собраниях. В образовательное пространство входят Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный университет нефти и газа им. Губкина, Тюменский государственный комитет, ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», Югорский физико–математический лицей г. Ханты-Мансийска, НОУ «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс» г. Белорецк, Международный детский лагерь с изучением английского языка «Хилтон» г. Пермь, г. Тюмень, МОУ «Гимназия № 45» г. Москвы, Международный центр сотрудничества и изучения иностранных языков «Лингва» г. Нижневартовск, Оргкомитет Всероссийского проекта «Путь к олимпу», олимпиады МГУ «Ломоносов» г. Москва, Всероссийского дистанционного конкурса «Ломоносовские чтения», Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество», Общероссийского проекта «Школа цифрового века» и др., научно-практические конференции, , курсы по выбору, элективные курсы, профессиональные пробы и др. В любой части образовательного пространства создана возможность для проявления творчества коллектива, конкретного ученика и учителя. Углубленное изучение математики, английского языка, химии, на профильном уровне математики, физики, химии, русского языка, экономики, права, обществознания вполне соответствуют запросам выпускников школы. Очень важно, что школа при подготовке детей не ориентируется на какое-либо одно высшее учебное заведение или специальность, а строит обучение по профилю на принципе развития школьников в определенных областях знаний. Это позволяет учащимся связывать свою профессиональную подготовку с различными типами учебных заведений. Наши выпускники являются студентами МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственный университет нефти и газа им. Губкина, ТНГУ, ТГУ и др. Многие из них после окончания вузов молодыми специалистами приходят на предприятия города. Этому, безусловно, способствует хорошо поставленная в нашей школе профориентационная работа, тесное сотрудничество с предприятиями и организациями города.

Реализация этих принципов на практике обеспечивает овладение обучающимися функциональными умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Педагогический коллектив школы гарантирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой.

Таким образом, руководствуясь вышеизложенными концептуальными положениями, коллектив ОУ ставит перед собой цели и задачи, достижение которых обеспечивается через реализацию данной образовательной программы.

Цели и задачи образовательной программы

Цели:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Основные задачи:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям стандарта;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального, основного, среднего (полного) общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Предполагаемым результатом реализации образовательной программы должно быть:

  • сохранение высокого качества учебных достижений учащихся по каждому учебному предмету;
  • сохранение высокого качества достижений учащихся в системе интеллектуальных конкурсов различного уровня;
  • сохранение высокого качества достижений учащихся в системе дополнительного образования;
  • сохранение высокого уровня вовлечённости учащихся в систему дополнительного образования;
  • сохранение высоких показателей здоровья воспитанников;
  • сохранение высокого качества уровня воспитанности учащихся;
  • сохранение высокого уровня самоопределения выпускников основной школы;
  • сохранение высокого уровня самоопределения выпускников старшей школы;
  • сохранение положительной динамики взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • сохранение высокого уровня квалификации (кв. категорий) педагогических работников;
  • сохранение положительной динамики уровня профессиональной активности педагогов;
  • сохранение положительной динамики уровня образования педагогических работников;
  • сохранение положительной динамики в пополнении учебно-методического фонда школы;
  • сохранение положительной динамики материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  • сохранение положительной динамики участия родителей в жизни школы;
  • сохранение положительной динамики участия учащихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • сохранение положительной динамики включения обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города;
  • сохранение высокого уровня удовлетворённости участников образовательного процесса качеством образования.