7. Основная образовательная программа основного общего образования

Образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт), определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три  раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и межпредметных результатов, в том числе:

  • программы отдельных учебных предметов, курсов (приложение);
  • программу воспитания обучающихся на ступени основного  общего образования, включающую такие направления, как, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни экологической культуры.

(См. приложение Программа воспитания)

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

7.1. Целевой раздел

7.1.1. Пояснительная записка

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности школьника.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
  • создание необходимых условий для самореализации личности;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнoй перспективе;
  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т.е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
  • процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
  • обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
  • сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
  • изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

7.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

7.1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей[1]. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.
  2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоке «Учащиеся 9 класса должны знать/понимать/уметь». Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

 (См. приложение — рабочие программы по учебным предметам, раздел «Знать/понимать/уметь»)

7.2. Содержательный раздел

Содержательный раздел включает

  • характеристику особенностей программы основного общего образования;
  • программы отдельных предметов, курсов;

7.2.1. Характеристика особенностей программы основного общего образования

На основной ступени обучаются дети в возрасте 11-15 лет.

Целью образования на ступени основного общего образования является создание условий для обеспечения освоения обучающимися общеобразовательных программ  основного общего образования, становления и формирования личности обучающегося, развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.

Выпускник основного общего образования должен обладать следующими компетенциями:

  • знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;
  • уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;
  • уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;
  • уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;
  • владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;
  • уметь противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни;
  • активно осваивать основные нормы мужского и женского поведения в процессе полового созревания в подростковом возрасте;
  • владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения.

Учащиеся, проявляющие особые способности в различных предметных областях, могут обучаться по программам углубленного изучения математики, английского языка, химии, по программам повышенного уровня сложности по математике, химии, физике. 

Учебный план для основной ступени ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образовании.

Учебный план 5-9 классов разработан в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с русским языком обучения, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции приказов от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 31.01.2012 г. № 69).

В  инвариантной части учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и включает в себя учебные предметы общенационального и общекультурного значения, создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения.  Компонент образовательного учреждения распределен в соответствии с Программой развития школы, видом школы с углубленным изучением отдельных  предметов.

Вариативная часть в 5-9 классах  распределена следующим образом: 

  • На предметы регионального компонента:
    • искусство: 1 час — 5кл., 6 кл.;
    • экология и география ХМАО-Югры: 1 час — 8г, 9б, г;
  • На развитие общепредметных и предметных компетенций:
    • русский язык: 3 часа — 5кл., 6 кл.; 1 час — 7а, б, в, м, 8а, б, г, 9б, г; 0,5 часа –  9а;
    • математика: 1 час — 5б, в, 6б, в, 8б, г,  9б, г; 0,5 часа — 7а;                                        
    • английский  язык: 1 час — 5б, в, м, 6б, в, м, 7б, в, м.
  • На расширение содержания образования:
    • математика: 2 часа — 7б, в, 8в, 9в;
    • химия: 1 час — 7в; 8в;
    • экономика: 0,5 часа — 7а; 1 час — 8а, б, 9б;
    • физика: 1 час — 7б; 8в;
  • На реализацию программ углубленного изучения предметов:
    • математика: 4 часа — 8м, 9м; 3 часа — 7м; 2 часа  — 5м, 6м;
    • английский  язык: 2 часа — 5а, 6а, 7а, 9а;
    • химия: 2 часа — 9в.

Для подготовки учащихся к жизни в современном информационном обществе за счет часов вариативной части введен предмет «Информатика и ИКТ» в объеме 1 часа в неделю в 5,6,7 классах.      

С целью развития учебных возможностей учащихся введен учебный предмет «Психология» в объеме 1 часа в неделю в 9б классе.

В 5а,б,в, 6б,в, классах с целью развития интересов, склонностей, метапредметных компетенций учащихся, обоснованного выбора ими будущего профиля обучения выделены часы на следующие спецкурсы:

  • Составь задачу;
  • Наглядная геометрия;
  • Практическая стилистика;
  • Рассказы Химилы;
  • Путешествие с Физиконом;
  • По страницам сказок англоязычных стран.

В 8, 9 классах за счет часов вариативной части введена предпрофильная подготовка:

  • в 8 классах в объеме 1 часа в неделю (т.е. 35 часов в год) — информационная и профориентационная работа;
  • в 9 классах в объеме 2 часов в неделю (т.е. 68 часов в год) — курсы по выбору (См. «Учебный план предпрофильной подготовки»).

Сложившаяся система ранней профилизации, начиная с 5 класса, обучение по программам углубленного изучения предметов  и программам повышенного уровня сложности позволяет учащимся обеспечить осознанный выбор профиля обучения на III ступени. 

7.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

7.2.2.1. Общие положения

Каждая ступень общего образования — самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении.

Образование на ступени основного общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в начальной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки завершения общего образования на ступени среднего (полного) общего образования, перехода к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию.

В средних классах у обучающихся на основе усвоения научных понятий закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления, появляются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительный инструмент научного рассуждения. Контролируемой и управляемой становится речь (обучающийся способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), а также другие высшие психические функции — внимание и память. У подростков впервые начинает наблюдаться умение длительное время удерживать внимание на отвлечённом, логически организованном материале. Интеллектуализируется  процесс восприятия — отыскание и выделение значимых, существенных связей и причинно-следственных зависимостей при работе с наглядным материалом, т. е. происходит подчинение процессу осмысления первичных зрительных ощущений.

Выпускник основного общего образования должен обладать следующими компетенциями:

  • знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности;
  • уметь планировать свое ближайшее будущее, ставить обоснованные цели саморазвития, проявлять волю и терпение в преодолении собственных недостатков во всех видах деятельности;
  • уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения;
  • уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий;
  • владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира;
  • уметь противостоять негативному воздействию тех, кто побуждает к асоциальным действиям, нарушению норм здорового образа жизни;
  • активно осваивать основные нормы мужского и женского поведения в процессе полового созревания в подростковом возрасте;
  • владеть основными знаниями, обеспечивающими обоснованный выбор будущего профиля допрофессионального и профессионального обучения.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и навыков, которые являются общеучебными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Уровень сформированности знаний, умений и навыков зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся.

Рабочие  программы по учебным предметам включают:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (знать, уметь, понимать);
  5. содержание учебного предмета, курса;
  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспе-чения образовательного процесса.

В данном разделе примерной основной образовательной программы основного общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования.

Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени основного общего образования, приведено в Приложении к данной основной образовательной программе.

7.2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования

(См. приложение к программе  в отдельных папках по всем учебным предметам).

7.3. Организационный раздел

Организационный раздел содержит:

  • Особенности организации образовательного процесса основного общего образования;
  • Учебный план основного общего образования;
  • Систему условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

7.3.1.Особенности  образовательного процесса  основной школы

Особенности организации образовательного процесса определяются видом  ОУ — школы  с углубленным изучением отдельных предметов, и соответствуют положениям Устава МАОУ «Средняя школа № 8».

При  организации образовательного процесса используются  следующие формы организации образовательного процесса: очная, индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение детей-инвалидов, экстернат.

Режим образовательного процесса  регламентируется годовым календарным учебный графиком (см. приложение).

Учебная неделя для учащихся 5-9 классов — 6 дней.

Обучение организовано в две смены. Расписание звонков, расписание уроков составляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и норма­тивами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», ут­вержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

При организации образовательного процесса для учащихся 1 смены первая половина дня отведена  для проведения учебных занятий,  вторая половина дня отведена для получения дополнительного образования, занятий в кружках и секциях, проведения элективных курсов и курсов по выбору, проектной и исследовательской деятельности.

При организации образовательного процесса для учащихся 2 смены первая половина дня отведена  для получения дополнительного образования, вторая половина дня — для проведения учебных занятий.

Освоение образовательных программ на II ступени образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.

Оценивание результатов достижений учащихся осуществляется на основе пятибалльной системы.

Продолжительность урока в основной школе — 40 минут.

При организации образовательного процесса в основной школе учитывается опыт учащихся, который приобретен в начальной школе. 

Все занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, связанных со спецификой  их развития.

В подростковом возрасте  особое внимание уделяется формированию личности учащихся, приобщению их к общечеловеческим  гуманистическим и демократическим ценностям.

Реализации воспитательного потенциала  каждого предмета нацелена на формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к миру, способности к межличностному и межкультурному диалогу.

Развитие личностных качеств и способностей подростка  опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности, в первую очередь, учебной, познавательной, коммуникативной.

Основными подходами при  организации образовательного процесса являются индивидуальный, дифференцированный,  деятельностный подходы.

При организации образовательного процесса в основной школе используются следующие  технологии:

  1. Развивающее обучение
  2. Проблемное обучение
  3. Разноуровневое обучение
  4. Коллективная система обучения
  5. Технологии решения изобретательских задач
  6. Проектная технология
  7. Технология «Дебаты»
  8. Технология модульного и блочно-модального обучения
  9. Технологии развития критического мышления
  10. Игровые технологии
  11. Обучение в сотрудничестве
  12. Информационно-коммуникационные технологии
  13. Здоровьесберегающие технологии
  14. Система инновационной оценки «Портфолио»
  15. Перспективно-опережающее обучение (по Лысенковой С.Н.)
  16. Опорных и знаковых моделей (по В. Шаталову)
  17. Творческая мастерская
  18. Технология деятельностного метода
  19. Технология социального проектирования

При организации образовательного процесса и контроле качества учебных достижений обучающихся в основной  школе используются разнообразные  формы: тестирование, контрольные работы, защита проектов, рефератов, зачётные работы, написание творческих работ (сочинений, изложений)

Итоговая аттестация выпускников основной школы осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации и Уставом школы. Выпускники 9 профильных классов и классов с углубленным изучением отдельных предметов, помимо обязательных экзаменов (русский язык, алгебра), проходят государственную (итоговую) аттестацию по профильным предметам. Форма и содержание экзаменов регулируются Положением о государственной (итоговой) аттестации за курс основного общего образования Министерства образования РФ.

7.3.2. Учебный план основного общего образования

Учебный план образовательного учреждения отражает и конкретизирует основные показатели:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.

(См. приложение «Учебный план основного общего образования»).

7.3.3. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

 В этом разделе содержится описание:

  • психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования
  • модели психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
7.3.3.1. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

Психолого-педагогическими условиями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
  • обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

7.3.3.2.  Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на ступени основного общего образования

На данном  возрастном этапе осуществляется деятельность по основным направлениям психолого-педагогического сопровождения:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья;
  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • Дифференциация и индивидуализация обучения;
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
  • Выявление и поддержка одарённых детей;
  • Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
  • Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья

Цель: сохранить и укрепить психологическое здоровье всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Задачи:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

Основные формы работы:

  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • профилактика психологических расстройств (тренинги, занятия, беседы и пр.);
  • психологическое просвещение (лекции, информационные стенды, публичные выступления и пр.).
2.  Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Цель:  формирование установок на ценность здоровья у всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Задачи:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, вич/спид, школьного и дорожного травматизма.

Основные формы работы:

  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • профилактика зож (тренинги, занятия, беседы и пр.);
  • психологическое просвещение (лекции, информационные стенды, публичные выступления и пр.).
3. Дифференциация и индивидуализация обучения

Цель: осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи:

  • составление и распространение психологических карт классов;
  • составление индивидуальных рекомендаций;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • консультирование (педагоги, родители).
4. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Цель: определение (положительной или отрицательной) динамики возможностей и способностей обучающихся.

Задачи:

  • анализ причин возможной отрицательной динамики развития учащихся;
  • оказание своевременной психологической поддержки.

Основные формы работы:

  • ежегодная индивидуальная и групповая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися.
5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Цель: раннее выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • изучение уровня и особенностей развития познавательных процессов, мотивационной и личностной сфер, выявление резервных возможностей обучающихся;
  • разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения.

Основные формы работы:

  • организация коррекционно — развивающей работы с учащимися, направленной на
  • исправление недостатков и развитие познавательной и личностной сфер;
  • развитие психологической компетентности педагогов и родителей учащихся.
6. Выявление и поддержка одарённых детей

Цель: раннее выявление и поддержка одарённых детей.

Задачи:

  • формирование адекватной самооценки у учащихся;
  • успешная адаптация одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • консультирование педагогов, родителей по индивидуальным особенностям одаренных детей;
  • развивающие занятия.
7. Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения

Цель: создание благоприятных условий, стимулирующих учащихся к успешному участию в олимпиадном движение.

Задачи:

  • создание ситуации успеха, способствующей высокой учебной мотивации;
  • снятие психо-эмоционального  напряжения учащихся.

Основные формы работы:

  • тренинги по снятию психо-эмоционального напряжения;
  • психологическое просвещение учащихся (буклеты, брошюры, стенды);
  • индивидуальное и групповое консультирование.
8. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности

Цель: формирование способности к планированию учебной и профессиональной карьеры и фундаментальных способностей к проектированию собственного жизненного пути.

Задачи:

  • организация профильного обучения как вид личностно-ориентированного обучения,
  • использовать эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющую раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая работа (уроки предпрофильной подготовки, консультации, экскурсии);
  • тренинги профессионального самоопределения;
  • семинары для родителей;
  • психологическое просвещение.
9. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников

Цель: успешная социализация учащихся в группе сверстников.

Задачи:

  • формирование адекватной самооценки;
  • привитие духовно-нравственных качеств;
  • выстраивание новой системы сотрудничества семьи и школы.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая работа с родителями, педагогами, учащимися (круглые столы);
  • консультирование.