8. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного)  общего образования (далее — Стандарт), определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования образовательного учреждения содержит три  раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание среднего (полного) общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и межпредметных результатов, в том числе:

  • программы отдельных учебных предметов, курсов (приложение);
  • программу воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, включающую такие направления, как их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни экологической культуры (См. приложение Программа воспитания).

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
  • систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

8.1. Целевой раздел

8.1.1. Пояснительная записка

Целями реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности школьника.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы среднего (полного) общего образования требованиям Стандарта;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного среднего (полного) общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
  • создание необходимых условий для её самореализации;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований,  проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 15-17 лет, связанных с:

  • обретением чувства личной тождественности и целостности.
  • осознанием психосексуальной идентичности — самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.
  • профессиональным самоопределением, как самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбора будущей профессии.
  • развитием готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

Основными проявлениями этого возраста являются «юношеский максимализм», «эгоцентризм», «нигилизм»:

  • юношеский максимализм — это крайность в каких-либо требованиях, во взглядах (когда или все, или ничего, когда чрезмерно завышены претензии ко всему — миру, жизни, людям).
  • эгоцентризм (от лат. ego — я и центр) — отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я». взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей; крайняя форма проявления эгоизма. Крайний индивидуализм, взгляд на себя как на центр мироздания.
  • нигилизм (от лат. nihil — ничто) — полное отрицание всего, полный скептицизм. Противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания.

Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность – чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически еще не достиг. Именно на этой почве у подростка возникают конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, настолько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому.

Учёт особенностей данного возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

8.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

8.1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты среднего (полного)  общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.  Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.
  2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоке «Учащиеся 11 класса должны знать/понимать/уметь». Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам — «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности», «Право», «Экономика».

(См. приложение — рабочие программы по учебным предметам, раздел «Знать/понимать/уметь»)

8.2. Содержательный раздел

Содержательный раздел включает

  • характеристику особенностей программы среднего (полного) общего образования;
  • программы отдельных предметов, курсов.

8.2.1. Характеристика особенностей программы среднего (полного) общего образования

На старшей ступени обучаются дети в возрасте 15-18 лет.

Главными задачами на ступени старшей школы является создание условий для освоения базовых компетенций современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем),
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми),
  • самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы),
  • самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию  на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Предполагаемым результатом должно стать овладение выпускником старшей школы следующим набором компетенций:

  • уметь реализовывать в повседневной жизни, полученные в школе знания и навыки;
  • владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;
  • проявлять заботу о родном крае, своей стране;
  • иметь ценностное отношение к основным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона и многонациональной России в целом;
  • знать собственные индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профессионального образования;
  • владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения;
  • планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;
  • владеть основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи.

Достижение поставленных целей требует сочетания и преемственности содержания федерального и школьного компонентов ГОС общего образования и является основой и подготовкой к реализации ФГОС нового поколения.

Учебный план для старшей ступени ориентирован  на 2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.

Учебный план 10-11 классов разработан в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования с русским языком обучения, утвержденными приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (в редакции приказов от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. № 1994, от 31.01.2012 г. № 69).

В инвариантной части учебного плана определено количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования и включает в себя учебные предметы общенационального и общекультурного значения, создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

Вариативная часть обеспечивает реализацию регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Компонент образовательного учреждения распределен в соответствии с Программой развития школы, видом школы с углубленным изучением отдельных  предметов и реализацией городского проекта «Модель сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений города для достижения обучающимися высоких образовательных результатов «Формула успеха».

Компонент образовательного учреждения в 10-11 классах распределен следующим образом:  

  1. На предметы регионального компонента:
    • история ХМАО–Югры: 1 час — 11а; 0,5 часа — 10а, б, в; 11б, в.
  2. На развитие общепредметных и предметных компетенций:
    • русский язык: 1 час — 10в, 11а (общеобразовательная группа);
    • математика: 2 часа — 10в; 1час — 11а; 
  3. На расширение содержания образования:
    • английский язык: 2 часа — 10а (одна группа), 10б, 11б, в (в рамках реализации проекта «Формула успеха).
  4. На реализацию программ углубленного изучения предметов:
    • математика: 3 часа — 10б (одна группа), 11б.

Обязательная подготовка обучающихся — граждан мужского пола — по осно­вам военной службы осуществляется в рамках соответствующего раздела учеб­ного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-х классах в объеме 1 часа в неделю, а также на учебных сборах с юношами по окончании X класса. Под­готовка по основам военной службы осуществляется в соответствии с утвер­жденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 г. № 96/134 «Инструк­цией об организации обучения граждан Российской Федерации начальным зна­ниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образо­вательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образователь­ных учреждениях начального профессионального и среднего профессионально­го образования и учебных пунктах».

Компонент образовательного учреждения учебного плана для 10-11 классов включает в себя три составляющих: элективные курсы, учебное проектирование, практики и исследовательская деятельность школьников (См.  «Учебный план профильного обучения»).

При составлении учебных планов каждого профиля учитывается мнение учащихся, родителей и учителей. Проекты учебных планов проходят процедуру согласования на родительско-ученических собраниях и Управляющем совете школы.

Направления профильного обучения

Социально –гуманитарный профиль  

В образовательное пространство социально-гуманитарного профиля входят: углубленное изучение иностранного языка, профильные предметы: экономика, право, русский язык,  элективные курсы: «От анализа текста — к сочинению», «Комплексный анализ текста», «Филологический анализ текста», «Предпринимательское право», «Английский язык в ситуациях общения», «Лики Британии, «Глагол и его видовременные формы», «Социальное проектирование»; реализация таких проектов, как «О России с любовью», «Наследие А.С. Пушкина», «С открытым сердцем», литературный альманах «Чистые истоки», школьная газета «Большая перемена»; участие в   предметных олимпиадах, проектной деятельности, участие в НИК «Шаг в будущее», творческих конкурсах разного уровня. Для осуществления преподавания предметов на углубленном и профильном уровнях созданы все необходимые условия: высококвалифицированный педагогичесий состав (учителя высшей квалификационной категории), имеется необходимый учебно-методический комплекс, 5 кабинетов оснащены мультимедийными комплексами и компьютерами.

Модель гуманитарного образования предполагает внутришкольную и сетевую форму взаимодействия. Учащиеся профильных гуманитарных классов имеют возможность совершенствовать языковую подготовку в международном детском лагере по интенсивному  изучению английского языка «Хилтон». Учащиеся выезжают в образовательные языковые поездки в Чешскую республику, принимают участие в международном театральном  фестивале на английском языке « Classin Action» в Праге, в фестивале- конкурсе (вокал на английском языке) «English for ART» в г. Екатеринбурге, в Окружном  театральном  фестивале в г. Лангепасе (спектакль на английском языке), олимпиаде по английскому языку, приобретают опыт обучения в классах, реализующих программы международного бакалавриата на английском языке в гимназии  №45 г. Москвы, участвуют в тренингах по интенсивному изучению английского языка под руководством преподавателя из Великобритании,  в 7,8 гуманитарной конференции в гимназии  №45 г. Москвы под руководством преподавателей Российского государственного гуманитарного университета, в тренингах по предметам гуманитарного цикла в рамках Всероссийского проекта «Путь к Олимпу», в городских интеллектуальных  сборах на каникулах. Для учащихся читают лекции  преподаватели  СпГУ, дают уроки преподаватели АШМБ,  проводятся практикумы, тренинги  команды учителей по подготовке к олимпиадам по предметам гуманитарного цикла. Такая организация гуманитарного образования отвечает требованиям содержания образования, регламентированного Законом РФ об образовании (п.2 статьи 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ об образовании, в котором говорится, что «содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности»).

Математический профиль 

На протяжении многих лет математический профиль является одним из самых востребованных у учащихся и родителей. Преподавание математики в данном профиле осуществляется на углубленном уровне.  А в связи со стремительной информатизацией общества и повышением престижа технических специальностей  возникла необходимость введения в качестве профильных предметов физики, экономики.  Для реализации качественного образования данного направления в школе организованы как внутришкольная, так и сетевая формы взаимодействия (РГУ нефти и газа имени Губкина, Югорский физико-математический лицей», ТПП «Когалымнефтегаз»). В образовательное пространство математического направления входят: углубленное изучение математики; профильные предметы: физика, экономика; элективные курсы: «Законы динамики при решении задач по физике»; «Математические методы при решении задач по физике», «Неравенства: через тернии к успеху», «Построения сечения многогранников», «Методы решения физических задач», «Предпринимательское право», экскурсии на предприятия, лекции  преподавателей СПбГУ, олимпиады и НИК различного уровня, вузовские олимпиады.

Учащиеся классов математического профиля ежегодно обучаются в НОУ «Уральский РЭК»  оздоровительно-образовательном  центре по развитию математических способностей, участвуют в научных сессиях Югорского физико-математического лицея, в совместном межпредметном проекте «Энергетика России» на базе гимназии  № 45 г. Москвы, в тренингах по предметам математического  цикла в рамках Всероссийского проекта «Путь к Олимпу», в городских интеллектуальных  сборах на каникулах. Для учащихся читают лекции  преподаватели  СпГУ, дают уроки преподаватели АШМБ,  проводятся практикумы, тренинги  команды учителей по подготовке к олимпиадам по предметам математического  цикла.

Для осуществления преподавания математики на углубленном уровне созданы все необходимые условия: в этих классах работают 2 учителя высшей квалификационной категории, 2 — первой, имеется необходимый учебно-методический комплекс, два кабинета оборудованы мультимедийными комплексами, в одном установлена интерактивная доска.

Естественнонаучный профиль

В образовательное пространство естественнонаучного профиля входят: углубленное изучение химии, профильные предметы: физика, математика,  элективные курсы: «Цепочки химических превращений», «Решение задач по химии повышенного уровня сложности», «Математические методы при решении задач по физике», участие в   предметных олимпиадах, проектной деятельности, участие в НИК «Шаг в будущее», творческих конкурсах разного уровня.

Модель естественнонаучного профиля  предполагает внутришкольную и сетевую форму взаимодействия. Для учащихся читают лекции  преподаватели  СпГУ, дают уроки преподаватели АШМБ,  проводятся практикумы, тренинги  команды учащихся и  учителей по подготовке к олимпиадам по предметам естественнонаучного цикла рамках Всероссийского проекта «Путь к Олимпу».

Для осуществления преподавания предметов на углубленном и профильном уровнях созданы все необходимые условия: высококвалифицированный педагогичесий состав (учителя высшей квалификационной категории), имеется необходимый учебно-методический комплекс, 4 кабинета оснащены мультимедийными комплексами и компьютерами, 2- цифровыми лабораториями.

Общеобразовательный класс (группа)

Если в профильных классах совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана данных классов, то в универсальной группе (учитывая результаты ШТУР, предпочтения учащихся) федеральный компонент состоит из базовых учебных предметов. Учащиеся универсального класса имеют равную в сравнении с учащимися профильных классов возможность получить качественное образование. По запросам родителей, учащихся и учителей  на  развитие общепредметных и предметных компетенций по русскому языку и математике из школьного компонента добавлены часы. Кроме того, школьный компонент данного класса, как и во всех остальных, включает в себя  следующие составляющие: элективные курсы; учебное проектирование; практики и исследовательскую деятельность. Организация универсального профиля основана на внутришкольной и сетевой форме взаимодействия.

Из предложенных элективных курсов учащимися были выбраны: «Социальное проектирование», «Уравнения и неравенства», «Методы решения физических задач», «История в лицах», «Личность и история России».

8.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

8.2.2.1. Общие положения

Каждая ступень общего образования — самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении.

Образование на ступени среднего (полного) общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением обучения в основной школе, а с другой стороны, является базой для подготовки к профессиональному образованию.

Предполагаемым результатом должно стать овладение выпускником старшей школы следующим набором компетенций:

  • уметь реализовывать в повседневной жизни, полученные в школе знания и навыки;
  • владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;
  • проявлять заботу о родном крае, своей стране;
  • иметь ценностное отношение к основным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона и многонациональной России в целом;
  • знать собственные индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профессионального образования;
  • владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения;
  • планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;
  • владеть основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и навыков, которые являются общеучебными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Уровень сформированности знаний, умений и навыков зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся.

Рабочие  программы по учебным предметам включают:

  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  • общую характеристику учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (знать, уметь, понимать);
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспе-чения образовательного процесса.

В данном разделе основной образовательной программы среднего (полного) общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени основного общего образования.

Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени среднего (полного) общего образования, в соответствии со структурой, установленной в Стандарте, приведено в Приложении к данной основной образовательной программе.

8.2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования

(См. приложение к программе  в отдельных папках по всем учебным предметам).

8.3. Организационный раздел

Организационный раздел содержит:

  • Особенности организации образовательного процесса среднего (полного) общего образования;
  • Учебный план среднего (полного) общего образования;
  • Систему условий реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

8.3.1.Особенности организации образовательного процесса среднего (полного) общего образования

Особенности организации образовательного процесса определяются видом  ОУ — школы  с углубленным изучением отдельных предметов, и соответствуют положениям Устава МАОУ «Средняя школа № 8».     

При  организации образовательного процесса используются  следующие формы организации образовательного процесса: очная, индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение детей-инвалидов, экстернат.

Режим образовательного процесса   регламентируется годовым календарным учебный графиком (см. приложение).

Учебная неделя для учащихся 10-11классов — 6 дней.

Обучение организовано в две смены. Расписание звонков, расписание уроков составляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и норма­тивами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», ут­вержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189.

При организации образовательного процесса для учащихся 1 смены первая половина дня отведена  для проведения учебных занятий,  вторая половина дня отведена для получения дополнительного образования, занятий в кружках и секциях, проведения элективных курсов и курсов по выбору, проектной и исследовательской деятельности.

При организации образовательного процесса для учащихся 2 смены первая половина дня отведена  для получения дополнительного образования, вторая половина дня — для проведения учебных занятий.

Освоение образовательных программ на III ступени образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.

Оценивание результатов достижений учащихся осуществляется на основе пятибалльной системы.

При этом организация образовательного процесса на каждой ступени имеет свои особенности.

Продолжительность урока в старшей школе — 40 минут.

При организации образовательного процесса в старшей школе в первую очередь учитывается то, что в старшую школу поступают учащиеся, имеющие в основном положительную мотивацию к обучению.

Учет этого момента  предполагает на старшей ступени систематизацию и углубление образования, полученного на основной ступени.  

Организация образовательного процесса предполагает активную самостоятельную деятельность старшеклассников.

При этом преимущественно  используются следующие технологии: проектная, проблемного обучения, исследовательская, развития  критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.

При промежуточном контроле качества учебных достижений в старшей школе предполагается использовать такие формы, как: защита рефератов, презентация проектов, выполнение тестовых заданий, пробный экзамен.

Итоговая аттестация выпускников осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации за курс среднего (полного) общего образования Министерства образования РФ в форме ЕГЭ.

8.3.2. Учебный план среднего (полного) общего образования

Учебный план образовательного учреждения отражает и конкретизирует основные показатели:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.

(См. приложение «Учебный план среднего (полного) общего образования»).

8.3.3.Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

В этом разделе содержится описание:

  • психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования;
  • модели психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
8.3.3.1. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования

Психолого-педагогическими условиями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к основной  ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из подросткового школьного возраста к юношескому;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
  • обеспечение вариативности направлений, форм и  уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
8.3.3.2. Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на ступени среднего (полного) общего образования

На данном  возрастном этапе осуществляется деятельность по основным направлениям психолого-педагогического сопровождения:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья;
  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • Дифференциация и индивидуализация обучения;
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
  • Выявление и поддержка одарённых детей;
  • Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
  • Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
1. Сохранение и укрепление психологического здоровья

Цель: сохранить и укрепить психологическое здоровье всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Задачи:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

Основные формы работы:

  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • профилактика психологических расстройств (тренинги, занятия, беседы и пр.);
  • психологическое просвещение (лекции, информационные стенды, публичные выступления и пр.).
2.  Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Цель:  формирование установок на ценность здоровья у всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Задачи:

  • формирование установок на здоровый образ жизни;
  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, вич/спид, школьного и дорожного травматизма.

Основные формы работы:

  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • профилактика зож (тренинги, занятия, беседы и пр.);
  • психологическое просвещение (лекции, информационные стенды, публичные выступления и пр.).
3. Дифференциация и индивидуализация обучения

Цель: осуществление индивидуально – дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи:

  • составление и распространение психологических карт классов;
  • составление индивидуальных рекомендаций;
  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • консультирование (педагоги, родители).
4. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Цель: определение (положительной или отрицательной) динамики возможностей и способностей обучающихся.

Задачи:

  • анализ причин возможной отрицательной динамики развития учащихся;
  • оказание своевременной психологической поддержки.

Основные формы работы:

  • ежегодная индивидуальная и групповая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа с учащимися.
5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Цель: раннее выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

  • изучение уровня и особенностей развития познавательных процессов, мотивационной и личностной сфер, выявление резервных возможностей обучающихся;
  • разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения.

Основные формы работы:

  • организация коррекционно — развивающей работы с учащимися, направленной на исправление недостатков и развитие познавательной и личностной сфер;
  • развитие психологической компетентности педагогов и родителей учащихся.
6. Выявление и поддержка одарённых детей

Цель: раннее выявление и поддержка одарённых детей.

Задачи:

  • формирование адекватной самооценки у учащихся;
  • успешная адаптация одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • консультирование педагогов, родителей по индивидуальным особенностям одаренных детей;
  • развивающие занятия.
7. Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения

Цель: создание благоприятных условий, стимулирующих учащихся к успешному участию в олимпиадном движение.

Задачи:

  • создание ситуации успеха, способствующей высокой учебной мотивации;
  • снятие психо-эмоционального  напряжения учащихся.

Основные формы работы:

  • тренинги по снятию психо-эмоционального напряжения;
  • психологическое просвещение учащихся (буклеты, брошюры, стенды);
  • индивидуальное и групповое консультирование.
8. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности

Цель: формирование способности к планированию учебной и профессиональной карьеры и фундаментальных способностей к проектированию собственного жизненного пути.

Задачи:

  • организация профильного обучения как вид личностно-ориентированного обучения,
  • использовать эффективную форму индивидуализации обучения, позволяющую раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая работа (уроки предпрофильной подготовки, консультации, экскурсии);
  • тренинги профессионального самоопределения;
  • семинары для родителей;
  • психологическое просвещение.
9. Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников

Цель: успешная социализация учащихся в группе сверстников.

Задачи:

  • формирование адекватной самооценки;
  • привитие духовно – нравственных качеств;
  • выстраивание новой системы сотрудничества семьи и школы.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая работа с родителями, педагогами, учащимися (круглые столы);
  • консультирование.