6. Основная образовательная программа начального общего образования

Общие положения

Образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования 2004 г. (далее — Стандарт), определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит 3 раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации образовательной программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и межпредметных результатов, в том числе:

  • программы отдельных учебных предметов, курсов (приложение);
  • программу воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, включающую такие направления, как, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни экологической культуры

(См. приложение Программа воспитания)

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов образовательной программы.

Организационный раздел включает:

  • учебный план начального общего образования как один из основных механизмов реализации образовательной программы начального общего образования;
  • систему условий реализации образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта.

6.1. Целевой раздел

6.1.1. Пояснительная записка

Целями реализации образовательной программы начального общего образования являются:

  • обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности школьника.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия образовательной программы требованиям Стандарта;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования, достижение планируемых результатов освоения образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
  • создание необходимых условий для самореализации личности;
  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации образовательной программы с социальными партнёрами;
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Образовательная программа начального общего образования формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 9-11 лет, связанных:

  • с некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения, такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но у тех из них, чье развитие уже было проблемным, имеется вероятность сохранения и закрепления негативных тенденций в устойчивых формах поведения.
  • со своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции школьника, в этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика.
  • с существенным изменением характера самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.
  • с изменением отношения младших школьников к учению и переломным моментом, как правило, является третий класс. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель.

Учет особенностей возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, требует от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания ребёнка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.

6.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы начального общего образования

6.1.2.1. Общие положения

Планируемые результаты освоения образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения образовательной программы начального общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  1. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты начального общего образования, описывающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей. Этот блок результатов отражает такие общие цели образования, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют эффективность деятельности системы образования на федеральном и региональном уровнях.
  2. Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Эти результаты приводятся в блоке «Учащиеся 4 класса должны знать /понимать/ уметь». Они описывают примерный круг учебно-познавательных и учебно-практических задач, который предъявляется обучающимся в ходе изучения каждого раздела программы.

Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Информатика», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура».

(См. приложение – рабочие программы по учебным предметам)

 6.2. Содержательный раздел

 Содержательный раздел содержит:

  • характеристику особенностей программы начального общего образования;
  • программы отдельных предметов, курсов.

6.2.1. Характеристика особенностей программы начального общего образования

Содержание образования в МАОУ «Средняя школа № 8» в 1-2 классах определяется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. №373 (в редакции приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 22540) (см. Образовательную программу начального общего образования по ФГОС нового поколения). Содержание образования в 3-11 классах определяется федеральным компонентом государственных стандартов, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (в редакции прика­зов от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. № 320, от 19.10.2009 г. № 427, от 01.02.2012 г. № 74).

В МАОУ «Средняя школа № 8» реализуются образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также программы начального и основного общего образования с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся и программы дополнительного образования. При этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, создаются оптимальные условия для их социализации, образования и самообразования.

Приоритетной целью образования в начальной школе является всестороннее развитие личности каждого ребёнка.

Содержание образования на начальной ступени ориентировано на формирование начал:

  • познавательной культуры;
  • коммуникативной культуры;
  • нравственной культуры;
  • эстетической культуры;
  • трудовой культуры;
  • физической культуры.

Выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:

  • освоением образовательных программ по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования – овладением специальными знаниями, умениями и навыками, определёнными федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
  • сформированностью общеучебных умений и навыков на уровне требований Программы начального общего образования и федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • сформированностью психических процессов (произвольной памятью, вниманием, мышлением, восприятием, речью) на уровне, необходимом для дальнейшего обучения, который определён психическими особенностями школьников 9-10 лет;
  • владением элементарными навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

Выпускник должен быть физически, психически и нравственно здоров, иметь ответственное отношение к труду, сохранять интерес к познанию мира и уметь учиться, самостоятельно добывая знания.

Учебный план для начальной ступени общего образования ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ.

Учебный план 3-4 классов содержит два компонента: федеральный и компонент образовательного учреждения.

Федеральный компонент содержит все предметы, представленные федеральным базисным учебным планом.

С 2012/2013 учебного года в 4-х классах введён новый образовательный курс «Основы религиозных культур и светской этики» — 1 час. Данный курс представлен 6 модулями:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы буддийской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

В МАОУ «Средняя школа № 8» востребованными оказались 4 модуля:

  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы светской этики.

Компонент образовательного учреждения предусматривают выделение часов:

  1. На развитие общепредметных и предметных компетенций:
    • русский язык – 3, 4 классы – 2 ч;
    • литературное чтение – 3 классы – 2 ч, 4 классы – 1 ч;
    • математика – 3, 4 классы — 1 ч;
    • английский язык – 4 ч.
  2. На расширение содержания образования:
    • развитие речи – 3а, 3г – 1 ч;
    • геометрия – 3в – 1 ч.

Учитывая особенности обучения двуязычных детей, детей с невысоким уровнем развития познавательных процессов в отдельных классах введён 1 час индивидуальных консультаций.

Региональный компонент реализуется при изучении предмета «Окружающий мир» (включает интегрированный курс «Мы – дети природы»).

Обучение на первой ступени ведется по следующим УМК (образовательным комплектам): «Школа России», «Гармония», «Школа 2100», «Система Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В.».

«Школа России» – 3-б, г, д, 4-а, г, д, е классы.
Программа «Школа России» осуществляет обучение на основе современного варианта аналитико – синтетического метода, который учитывает новые данные педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень осознания учебного материала учащимися.

«Школа 2100» — 3-а,в,е, 4-в.
Предлагаемый курс разработан с позиции развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации начального образования, в котором определены основные линии развития учащихся. Полноценное обучение в начальной школе невозможно без понимания детьми происхождения и значимости понятий, роли предмета в системе наук, в рамках которой строится образовательный и учебно – воспитательный процесс.

«Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» — 4-б класс.
В предлагаемой программе представлена логика развёртывания предметного действия, опирающегося на систему понятий, задача усвоения которых решается через формирование учебной деятельности учащихся, в рамках и посредством которой обеспечивается их развитие как субъектов учения. Настоящая программа предполагает организацию коллективно – распределённой учебной деятельности, развёртывающейся либо в форме учебного диалога, непосредственным и равноправным участником которого является каждый ученик и учитель, либо в форме групповой работы учащихся.

Все УМК ориентированы на Федеральный государственный образовательный стандарт. Названные программы начальной школы утверждены или рекомендованы Департаментом общего и среднего образования МО РФ и включены в сборники программ для начальной общеобразовательной школы.

В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, который предназначен для своевременного выявления и комплексного обследования детей, испытывающих трудности в обучении, имеющих проблемы в развитии и воспитании и для определения образовательной траектории дальнейшего обучения.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) классы VIII вида. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4года); II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5года). В данных классах реализуется Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов и Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.

Цель создания специальных (коррекционных) классов VIII вида – обеспечение воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный план составлен на основании базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии, утвержденного Министерством образования Российской Федерации (приказ от 10 апреля 2002г. №29/2065-п/ I вариант) и направлен на решение следующих задач:

  • формирование представлений о себе;
  • формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;
  • формирование коммуникативных умений;
  • обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности; обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизическим возможностям учащихся.

Учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения общего образования и профессионально – трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации учащихся с умственной отсталостью.

Учащиеся специальных (коррекционных) классов обучаются в первую смену.

Всё обучение в начальных классах имеет коррекционно-развивающий характер. К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные физкультурные занятия – ЛФК, а в старших классах — социально-бытовая ориентировка (СБО). СБО вводится с целью расширения практических умений и навыков самообслуживания и жизнеобеспечения, способствующих социальной адаптации учащихся.

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные логопедические занятия в 1-6 классах и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

С 5 класса вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность, по которому проводится итоговая аттестация в конце 9 класса в форме традиционного экзамена.

После 9 класса выпускникам вручается свидетельство об окончании основного общего образования.

6.2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов

6.2.2.1. Общие положения

Каждая ступень общего образования — самоценный, принципиально новый этап в жизни обучающегося, на котором расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус, возрастает потребность в самовыражении, самосознании и самоопределении.

Образование на ступени начального общего образования, с одной стороны, является логическим продолжением дошкольного образования, а с другой стороны, является базой для перехода на ступень основного общего образования.

Выпускники начальной ступени должны владеть следующими компетенциями:

  • освоением образовательных программ по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования;
  • овладением специальными знаниями, умениями и навыками, определёнными Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
  • сформированностью общеучебных умений и навыков на уровне требований Программы начального общего образования и Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • сформированностью психических процессов (произвольной памятью, вниманием, мышлением, восприятием, речью) на уровне, необходимом для дальнейшего обучения, который определён психическими особенностями школьников 9-10 лет;
  • владением элементарными навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

Выпускник должен быть физически, психически и нравственно здоров, иметь ответственное отношение к труду, сохранять интерес к познанию мира и уметь учиться, самостоятельно добывая знания.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и навыков, которые являются общеучебными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить возможности всех учебных предметов для решения общих задач обучения. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Уровень сформированности знаний, умений и навыков зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности обучающихся.

Рабочие программы по учебным предметам включают:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (знать, уметь, понимать);
  5. содержание учебного предмета, курса;
  6. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
  7. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В данном разделе образовательной программы начального общего образования приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на ступени начального общего образования.

Полное изложение примерных программ учебных предметов, курсов, предусмотренных к изучению на ступени начального общего образования, приведено в Приложении к образовательной программе.

6.2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

(См. приложение к программе в отдельных папках по всем учебным предметам).

6.3. Организационный раздел

Организационный раздел содержит:

  • Особенности организации образовательного процесса начального общего образования;
  • Учебный план начального общего образования.

Систему условий реализации основной образовательной программы начального общего образования

6.3.1. Особенности организации образовательного процесса начальной школы

Начальная школа располагается в отдельном здании, где обучаются учащиеся 1-4 классов. Особенности организации образовательного процесса определяются видом ОУ – школы с углубленным изучением отдельных предметов, и соответствуют положениям Устава МАОУ «Средняя школа № 8».

При организации образовательного процесса используются следующие формы организации образовательного процесса: очная, индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение детей – инвалидов, экстернат.

Режим образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебный графиком (см. приложение).

Продолжительность урока в начальной школе 40 минут; в 1-классе – 35 минут.

Начальная школа работает в режиме 6 дневной учебной недели. В 1-х классах – пятидневная учебная неделя.

Обучение организовано в две смены. Расписание звонков, расписание уроков составляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и норма­тивами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», ут­вержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

При организации образовательного процесса для учащихся 1 смены первая половина дня отведена для проведения учебных занятий, вторая половина дня отведена для получения дополнительного образования, занятий в кружках и секциях, проведения элективных курсов и курсов по выбору, проектной и исследовательской деятельности.

При организации образовательного процесса для учащихся 2 смены первая половина дня отведена для получения дополнительного образования, вторая половина дня — для проведения учебных занятий.

Оценивание результатов достижений учащихся осуществляется на основе пятибалльной системы.

При организации образовательного процесса в начальной школе осуществляется преемственность с ДОУ (дошкольными образовательными учреждениями) и со средней школой (5-ым классом).

Коррекционная направленность образовательного процесса в начальной школе осуществляется при целенаправленной деятельности службы сопровождения учебного процесса ( психолог, логопед, соц.педагог). Эффективность применения технологий индивидуализации и дифференциации учебного процесса просматривается в конечных результатах обучения за начальную школу. Качество обучения за последние три года от 59% и выше, успеваемость – от 98% и выше.

Основными подходами при организации образовательного процесса является учёт индивидуальных возможностей и способностей учащихся, которые определяются на начальном этапе обучения в школе как специалистами школы (психолог, логопед, соц.педагог), так и учителем -классным руководителем; использование современных пед. технологий с целью развития личности каждого учащегося.

При этом также особое внимание уделяется реализации воспитательного потенциала учащихся. Воспитание нравственных, этических, гражданско-патриотических качеств личности осуществляется не только в процессе учебных занятий, но и во внеурочное время ( классные часы, творческие мероприятия, спортивные соревнования и др.)

В процессе преподавания всех предметов начальной школы создаются условия для развития познавательных, творческих способностей учащихся; для развития интереса к предметам, наукам; для формирования общеучебных умений и навыков.

При организации образовательного процесса и контроле качества учебных достижений обучающихся в начальной школе больше внимания уделяется мониторингу за уровнем усвоения программного материала при самостоятельных, контрольных, тестовых, срезовых работах, где хорошо просматривается уровень развития самостоятельности, самоконтроля и других общеучебных умений и навыков.

В начальной школе используются следующие основные педагогические технологии:

  • игровая технология;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология опережающего обучения;
  • технология группового обучения.

Особенность безотметочного обучения заключается в следующем:

  • оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося. Оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыков стороны обучения;
  • оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества учащегося (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не её исполнитель;
  • процедура оценивания состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

6.3.2. Учебный план начального общего образования

Учебный план образовательного учреждения отражает и конкретизирует основные показатели:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.

(См. приложение «Учебный план начального общего образования)

6.3.3. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

В этом разделе содержится описание:

  • психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы начального общего образования
  • модели психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы начального общего образования.
6.3.3.1. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования

Психолого-педагогическими условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования являются:

  • обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из дошкольного возраста в младший школьный возраст;
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;
  • обеспечение вариативности направлений, форм и уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
6.3.3.2. Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на ступени начального общего образования

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Направление первое: психодиагностика

Диагностическая работа — традиционное звено работы психолога, исторически первая форма психологической практики.

Можно выделить следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога.

Первое — соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения).

Второе — результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык.

Третье — прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Четвертое — высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Пятое — экономичность процедуры.

Направление второе: психокоррекционная и развивающая работа

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная — на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.

Психокоррекционная работа может осуществляться как в форме групповой, так и индивидуальной деятельности. Выбор конкретной формы работы зависит от характера проблемы (могут быть противопоказания для групповой работы), возраста ребенка, его пожеланий. Для нее также сохраняет свое первостепенное значение принцип целостного воздействия, хотя очевидно, что выбор приоритетных направлений работы необходим.

В работе с каждым возрастом можно расставить следующие приоритеты:

1-4 классы – развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.

Общий замысел — создать безопасную, доброжелательную атмосферу для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым. В этой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:

  • умение слушать другого человека;
  • умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
  • умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
  • умение присоединиться к группе, познакомиться;
  • умение дискутировать.

Каждый ребенок понимает, что он ценен независимо от его успехов, его внешности, что его особенности — это его уникальность и неповторимость. И это — здорово. Дети учатся планировать время, делать с удовольствием то, что делать необходимо, получают опыт дружбы и конструктивного общения.

Третье направление: консультирование и просвещение

Консультирование и просвещение школьников Просвещение как форма практической профессиональной деятельности привычна для психолога. Скажем так, это наиболее безопасный вид психологической работы и для самого специалиста, и для его аудитории. Просвещение задает слушателям пассивную позицию, и в этой ситуации новое знание, если оно приходит в противоречие с существующими у человека представлениями или предполагает их изменение, легко может быть отвергнуто, забыто.

Консультирование школьников — еще один важный вид практической работы, ориентированный на подростков и старшеклассников. Консультирование может иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностного самоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающими людьми.

Психологическое консультирование — принципиально важное направление школьной практической деятельности психолога. Эффективность всей его работы в школе в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить широкое и конструктивное сотрудничество с педагогами и администрацией школы в решении различных задач сопровождения школьников. Организуется же это сотрудничество в значительной мере в процессе консультирования. Таким образом, мы рассматриваем педагога как союзника психолога, сотрудничающего с ним в процессе решения вопросов успешного обучения и личностного развития школьников. В различных видах консультирования мы видим формы организации такого сотрудничества.

Психологическое просвещение педагогов — еще одна традиционная составляющая школьной психологической практики

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  • организовать эффективный процесс предметного обучения школьников и с содержательной, и с методической точек зрения;
  • построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
Консультирование и просвещение родителей.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям — и просвещения, и консультирования — видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Психологическое просвещение – традиционная составляющая психологической практики. Оно направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идёт о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

  • организовать эффективный процесс предметного обучения и с содержательной, и с методической точек зрения
  • построить взаимоотношения на взаимовыгодных началах
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с участниками взаимодействий Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

На данном возрастном этапе осуществляется деятельность по основным направлениям психолого-педагогического сопровождения:

  • Сохранение и укрепление психологического здоровья;
  • Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  • Дифференциация и индивидуализация обучения;
  • Мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
  • Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
  • Выявление и поддержка одарённых детей;
  • Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
  • Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
  • Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.
Сохранение и укрепление психологического здоровья

Цель: Создание условий для гармоничного развития школьников в процессе обучения и формирование навыков организации здорового образа жизни, посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды, направленной на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

Задачи: 

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения, формирование банка данных.
  2. Создание условий для сохранения психологического здоровья педагогов, учащихся, поддержка и защита прав и здоровья учащихся, педагогов.

Психологическая служба участвует в сохранении психологического здоровья участников

образовательного процесса, актуализации ресурсов самого процесса и личностных ресурсов его участников.

Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни. Постепенно процесс воспитания здоровой психики должен перейти в ее самовоспитание.

Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в настроении, доминирующем у личности.

Именно для младшего школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Для изучения подобрали методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:

  • тесты цветового выбора М. Люшер;
  • тесты Тэммл, Дорки, Амен;
  • проективные методики: “Рисунок семьи”, “Дерево”;
  • методика А.П. Венгера;
  • анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой;
  • тест школьной тревожности Филлипса;
Классные часы

Психологические классные часы:

  • В поисках хорошего настроения (1 кл)
  • Профилактика курения (2 кл)
  • Как научиться жить без драки (3 кл)
  • Учимся снимать усталость (4 кл)
  • Толерантность (ФПИ — 2007) (5 классы СКК)
  • Как преодолевать тревогу (6 класс-СКК)
  • Способы решения конфликтов с родителями (7 кл-СКК)
  • Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом (8 кл.-СКК)
  • Грани моего Я (9 кл-СКК)

Осуществление индивидуально ориентированной психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Психологическое сопровождение уч-ся 8 вида по программе интегрированного курса «Азбука общения» (для учащихся коррекционного класса с обучением по программе VIII вида).

Для сформированности у педагогов навыков саморегуляции эмоциональных состояний проводятся тренинги по программе “Эмоциональная устойчивость педагога”. Семинар-практикум «Методы разрешения педагогических конфликтов», для классных руководителей «Психологический климат в классе».

Для родителей УСВ «Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки», родительские собрания и консультации «Как помочь ребенку справиться с эмоциями», «Тревожность и её влияние на развитие личности».

2. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Цель: формирование мотивации на ведение здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Воспитание ответственности за собственное здоровье;
  2. Формирование полезных привычек у учащихся начальной школы.

Классные часы по формированию здорового образа жизни.

Консультирование детей «группы риска»

3. Дифференциация и индивидуализация обучения

Цель: учет психологических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Задача: учет стартовых особенностей ребенка для зоны ближайшего развития.

Семинары-практикумы по изучению психофизиологических особенностей обучающихся.

Исследование высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся. Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов по результатам диагностики. Занятия с детьми, имеющими особенности в поведении и развитии.

4. Мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей

Цель: помощь в социализации и ассоциировании одаренных детей в детский коллектив, в создании ситуаций успеха на уроке и вне урока.

Задача: формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;

Семинар-практикум по изучению видов одаренности. Выявление детей с признаками одаренности. Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов по результатам диагностики. Развивающие занятия с одаренными детьми по программе О.Хухлевой «Хочу быть успешным».

5. Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Цель: оказать всестороннюю помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в получении образования, развития, укреплении здоровья социальной адаптации и самореализации.

Задача: психологическая поддержка детей с ОВЗ и их родителей.

Изучение динамики развития детей с ОВЗ, игровые программы на конкурсной основе с участием детей-инвалидов, педагогов дополнительного образования по теме «Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с особенностями физического и психического развития», кл.час «Творчество и сотрудничество – путь к толерантности».

6.Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде, среде сверстников

Цель: улучшение психологического климата в ученическом коллективе.

Изучение межличностных отношений в классе, выявление статуса обучающихся.

Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов по результатам диагностики. Занятия по формированию коммуникативных навыков у обучающихся по программе «Дружный класс.Без агрессии», Л.Мардер «Мир цветов и чувсв»

7. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Цель: формирование установок на ценность здоровья у всех участников образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагоги).

Задачи:

  1. формирование установок на здоровый образ жизни;
  2. профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, вич/спид, школьного и дорожного травматизма.

Основные формы работы:

  • индивидуальное и групповое консультирование;
  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • профилактика ЗОЖ (тренинги, занятия, беседы и пр.);
  • психологическое просвещение (лекции, информационные стенды, публичные выступления и пр.).
8. Выявление и поддержка одарённых детей

Цель: раннее выявление и поддержка одарённых детей.

Задачи:

  • формирование адекватной самооценки у учащихся;
  • успешная адаптация одаренных детей в группе сверстников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

Основные формы работы:

  • индивидуальная и групповая диагностика;
  • консультирование педагогов, родителей по индивидуальным особенностям одаренных детей;
  • развивающие занятия.
9. Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения

Цель: создание благоприятных условий, стимулирующих учащихся к успешному участию в олимпиадном движение.

Задачи:

  • создание ситуации успеха, способствующей высокой учебной мотивации;
  • снятие психо-эмоционального напряжения учащихся.

Основные формы работы:

  • тренинги по снятию психо-эмоционального напряжения;
  • психологическое просвещение учащихся (буклеты, брошюры, стенды);
  • индивидуальное и групповое консультирование.
10. Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности

Цель: привитие интереса к профессиям.

Задачи:

  • Организация профориентационной работы через проведение классных часов, участие в конкурсах сочинений, рисунков.
  • Определение первичных профессиональных склонностей уч-ся через беседы, опросы и др.

Основные формы работы:

  • встречи со специалистами различных профессий;
  • экскурсии.