11. Управление процессом реализации образовательной программы на основе мониторинга образовательного процесса и его результатов
Результаты функционирования системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении
Система мониторинга качества образования МОУ «Средняя школа № 8» состоит из мониторинга результативности образовательной деятельности и мониторинга развития образовательных условий и развивающихся возможностей школы.
Мониторинг результативности образовательной деятельности отслеживает:
- Качество образовательного процесса в основных звеньях школы (начальном, основном, среднем);
- Качество урока (мероприятия), учебной, методической, воспитательной деятельности в целом;
- Качество состава и деятельности участников образовательного процесса.
Мониторинг развития образовательных условий и развивающихся возможностей школы отслеживает и анализирует:
- Качество текущего функционирования образовательного процесса и его развития;
- Качество реализации основных функций по управлению образовательным процессом;
- Качество нормативно-методической документации, регламентирующей образовательный процесс.
Функционирование системы регулируется Программой обеспечения качества образования МОУ «Средняя школа № 8», принятой в 2009 году, целью которой является создание системы эффективного управления образовательным процесса, направленной на предупреждение развития негативных явлений в педагогическом процессе, достижение высокого качества образовательного процесса и его результатов, отвечающих соответствующим стандартам и критериям более «высокого» вида образовательного учреждения (гимназия, лицей) посредством объединения и интеграции организационных, методических, научных, кадровых усилий и ресурсов школы.
Принцип системности в проведении мониторинга реализуется и регламентируется годовой циклограммой.
Цель мониторинга: получить информацию об уровне обученности учащихся, а также информацию по всем направлениям, влияющим на обучение.
По результатам мониторинга ежегодно составляется информационная карта, в которой просматривается динамика отслеживания параметров работы образовательного учреждения.
По итогам мониторинга 2012 года (см. Информационную карту) в сравнении с 2011 годом отрицательную динамику имеют следующие показатели:
- снижение результатов государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов в новой форме по математике;
- снижение количества обучающихся, окончивших основную школу на 4 и 5;
- снижение уровня образования педагогических работников;
- снижение уровня профессиональной активности педагогических работников (участие в профессиональных конкурсах).
Всего из 53 отслеживаемых показателей отрицательную динамику имеют 4 (7,5%) вместо 7 (13%) за 2011 год; стабильную — 20 (38%) вместо 23 (43,5%) по результатам 2011 г., остальные показатели имеют положительную динамику — 55% вместо 23 (43,5%) за прошлый год. При этом за год удалось изменить отрицательную динамику на положительную по всем 7 отрицательных показателям 2011 года.
Анализ вновь появившихся отрицательных показателей:
№ | Показатель | Предполагаемые причины, повлиявшие на снижение показателя |
1 | Снижение результатов государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов в новой форме по математике | Увеличение количества обучающихся, сдающих ГИА в новой форме до 58% (самый высокий показатель выбора формы сдачи экзамена в городе, в 2,2 раза больше среднего значения по городу) — риск снижения результативности; психологическая неподготовленность выпускников. При этом результат выпускников 9 классов соответствует (больше) регионального критериального значения показателей деятельности образовательного учреждения для школ с углубленным изучением отдельных предметов. |
2 | Снижение количества обучающихся, окончивших основную школу на 4 и 5 | В сравнении с 2010-2011 учебным годом количество учащихся, окончивших 9 класс на «5» увеличилось на 5,8%, а на «4» и «5», уменьшилось на 2,1%. Спроектированный результат. Значение соответствует уровню обученности учащихся параллели за пять последних лет. В целом качество обучения увеличилось на 3,7%. |
3 | Снижение уровня образования педагогических работников | Незначительное снижение вызвано движением педагогических кадров. Показатели, в целом, высокие и соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню квалификации педагогических работников ОУ с углубленным изучением предметов. |
4 | Снижение уровня профессиональной активности педагогических работников (участие в профессиональных конкурса) | Снижение определило отсутствие в марте 2012 года городского смотра-конкурса передового педагогического опыта, однако результативность участия учителей школы в различных дистанционных конкурсах выросла. |
Таким образом, отрицательная динамика появившихся показателей не повлияла на результативность школы, на организацию эффективного образовательного процесса, направленного на обеспечение успешной социализации учащихся в современном информационном обществе. Для полного анализа деятельности и повышения качества образования необходимо расширение отслеживаемых показателей, пересмотр годовой циклограммы мониторинга.
Мониторинговую деятельность в ОУ можно представить в следующей таблице:
№ | Предмет мониторинга | Показатели мониторига | Инструментарий | Сроки | Ответственные |
1 | Количественные показатели: |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР |
2 | Уровень обученности учащихся |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР |
уровень усвоения учащимися 4 классов основных знаний и умений по основным учебным предметам |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР | |
результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по русскому языку |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР | |
результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме по математике |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР | |
результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классовпо русскому языку (в форме ЕГЭ) |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР | |
результаты государственной (итоговой)аттестации выпускников 11 классовпо математике (в форме ЕГЭ) |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР | |
результаты региональных контрольных работ |
|
Статистические данные | По графику Департамента ОНиМП ХМАО | Заместители директора пол УВР | |
Результаты регионального тестирования(критериальный показатель) |
|
Статистические данные | По графику Департамента ОНиМП ХМАО | Заместители директора пол УВР | |
результаты муниципальных контрольных работ |
|
Статистические данные | По графику УО | Заместители директора пол УВР | |
Количество обучающихся, окончивших основную школу |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР | |
Количество обучающихся, окончивших среднюю школу |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР | |
3 | Уровень развития обучающихся |
|
ДиагностикаСтатистические данныеАнкетирование | Май | Заместители директора пол УВР |
4 | Состояние здоровья обучающихся |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол ВР |
5 | Уровень социальной активности учащихся |
|
Статистические данныеАнкетирование | Май | Заместители директора пол УВР |
6 | Динамика взаимодействия школы с родителями: |
|
АнкетированиеСтатистические данные | По графику УО и школыМай | Заместители директора пол УВР |
7 | Динамика взаимодействия школы с общественностью (в т. ч. внешние связи) |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР |
8 | Педагогические кадры |
|
Статистические данныеАнкетирование | Май | Заместители директора пол УВР |
9 | Динамика совершенствования учебно-воспитательного процесса и ее адекватность целям развития школы |
|
Статистические данные | Май | Заместители директора пол УВР |