11. Управление процессом реализации образовательной программы на основе мониторинга образовательного процесса и его результатов

Результаты функционирования системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении

Система мониторинга качества образования МОУ «Средняя школа № 8» состоит из мониторинга результативности образовательной деятельности и мониторинга развития образовательных условий и развивающихся возможностей школы.

Мониторинг результативности образовательной деятельности отслеживает:

  • Качество образовательного процесса в основных звеньях школы (начальном, основном, среднем);
  • Качество урока (мероприятия), учебной, методической, воспитательной деятельности в целом;
  • Качество состава и деятельности участников образовательного процесса.

Мониторинг развития образовательных условий и развивающихся возможностей школы отслеживает и анализирует:

  • Качество текущего функционирования образовательного процесса и его развития;
  • Качество реализации основных функций по управлению образовательным процессом;
  • Качество нормативно-методической документации, регламентирующей образовательный процесс.

Функционирование системы регулируется Программой обеспечения качества образования МОУ «Средняя школа № 8», принятой в 2009 году, целью которой является создание системы эффективного управления образовательным процесса, направленной на предупреждение развития негативных явлений в педагогическом процессе, достижение высокого качества образовательного процесса и его результатов, отвечающих соответствующим стандартам и критериям более «высокого» вида образовательного учреждения (гимназия, лицей) посредством объединения и интеграции организационных, методических, научных, кадровых усилий и ресурсов школы.

Принцип системности в проведении мониторинга реализуется и регламентируется годовой циклограммой.

Цель мониторинга: получить информацию об уровне обученности учащихся, а также информацию по всем направлениям, влияющим на обучение.

По результатам мониторинга ежегодно составляется информационная карта, в которой просматривается динамика отслеживания параметров работы образовательного учреждения.

По итогам мониторинга 2012 года (см. Информационную карту) в сравнении с 2011 годом отрицательную динамику имеют следующие показатели:

  • снижение результатов государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов в новой форме по математике;
  • снижение количества обучающихся, окончивших основную школу на 4 и 5;
  • снижение уровня образования педагогических работников;
  • снижение уровня профессиональной активности педагогических работников (участие в профессиональных конкурсах).

Всего из 53 отслеживаемых показателей отрицательную динамику имеют 4 (7,5%) вместо 7 (13%) за 2011 год; стабильную — 20 (38%) вместо 23 (43,5%) по результатам 2011 г., остальные показатели имеют положительную динамику — 55% вместо 23 (43,5%) за прошлый год. При этом за год удалось изменить отрицательную динамику на положительную по всем 7 отрицательных показателям 2011 года.

Анализ вновь появившихся отрицательных показателей:

Показатель Предполагаемые причины, повлиявшие на снижение показателя
1 Снижение результатов государственной (итоговой) аттестации учащихся 9 классов в новой форме по математике Увеличение количества обучающихся, сдающих ГИА в новой форме до 58% (самый высокий показатель выбора формы сдачи экзамена в городе, в 2,2 раза больше среднего значения по городу) — риск снижения результативности; психологическая неподготовленность выпускников. При этом результат выпускников 9 классов соответствует (больше) регионального критериального значения показателей деятельности образовательного учреждения для школ с углубленным изучением отдельных предметов.
2 Снижение количества обучающихся, окончивших основную школу на 4 и 5 В сравнении с 2010-2011 учебным годом количество учащихся, окончивших 9 класс на «5» увеличилось на 5,8%, а на «4» и «5», уменьшилось на 2,1%. Спроектированный результат. Значение соответствует уровню обученности учащихся параллели за пять последних лет. В целом качество обучения увеличилось на 3,7%.
3 Снижение уровня образования педагогических работников Незначительное снижение вызвано движением педагогических кадров. Показатели, в целом, высокие и соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню квалификации педагогических работников ОУ с углубленным изучением предметов.
4 Снижение уровня профессиональной активности педагогических работников (участие в профессиональных конкурса) Снижение определило отсутствие в марте 2012 года городского смотра-конкурса передового педагогического опыта, однако результативность участия учителей школы в различных дистанционных конкурсах выросла.

Таким образом, отрицательная динамика появившихся показателей не повлияла на результативность школы, на организацию эффективного образовательного процесса, направленного на обеспечение успешной социализации учащихся в современном информационном обществе. Для полного анализа деятельности и повышения качества образования необходимо расширение отслеживаемых показателей, пересмотр годовой циклограммы мониторинга.

Мониторинговую деятельность в ОУ можно представить в следующей таблице:

Предмет мониторинга Показатели мониторига Инструментарий Сроки Ответственные
1 Количественные показатели:
  • количество учащихся
  • количество классов
    • всего
    • из них: классов ККО
    • СКК
    • классов (групп) предпрофильной и профильной подготовки
    • классов (групп) с углубленным изучением предметов
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
2 Уровень обученности учащихся
  • общая успеваемость, %
  • качественная успеваемость, %
  • награждены похвальным листом «За отличные успехи в учении»
  • количество обучающихся, условно переведенных в следующий класс
  • количество обучающихся, оставленных на повторное обучение
  • количество обучающихся, отчисленных из школы в связи с нежеланием продолжать обучение
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
уровень усвоения учащимися 4 классов основных знаний и умений по основным учебным предметам
  • общая успеваемость:
  • качественная успеваемость:
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по русскому языку
  • количество участников
  • общая успеваемость
  • качественная успеваемость
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме по математике
  • количество участников
  • общая успеваемость
  • качественная успеваемость
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классовпо русскому языку (в форме ЕГЭ)
  • количество участников
  • общая успеваемость
  • качественная успеваемость: % или средний балл
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
результаты государственной (итоговой)аттестации выпускников 11 классовпо математике (в форме ЕГЭ)
  • количество участников
  • общая успеваемость
  • качественная успеваемость: % или средний балл
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
результаты региональных контрольных работ
  • количество участников
  • общая успеваемость
  • качественная успеваемость
Статистические данные По графику Департамента ОНиМП ХМАО Заместители директора пол УВР
Результаты регионального тестирования(критериальный показатель)
  • количество участников
  • общая успеваемость
  • качественная успеваемость
Статистические данные По графику Департамента ОНиМП ХМАО Заместители директора пол УВР
результаты муниципальных контрольных работ
  • количество участников
  • общая успеваемость
  • качественная успеваемость
Статистические данные По графику УО Заместители директора пол УВР
Количество обучающихся, окончивших основную школу
  • с отличием
  • на 4 и 5
  • со справкой
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
Количество обучающихся, окончивших среднюю школу
  • с золотой медалью
  • с серебряной медалью
  • на 4 и 5
  • со справкой
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
3 Уровень развития обучающихся
  • Уровень развития интеллектуальных и познавательных способностей уч-ся
  • Количество участников интеллектуальных конкурсов, олимпиад, конференций
  • Уровень сформированности нравственных, социально-адаптационных, коммуникативных качеств личности (уровень воспитанности, развитие гражданских качеств…)
ДиагностикаСтатистические данныеАнкетирование Май Заместители директора пол УВР
4 Состояние здоровья обучающихся
  • Сезонные заболевания
  • Болезни глаз
  • Нарушение осанки
  • Другие заболевания
Статистические данные Май Заместители директора пол ВР
5 Уровень социальной активности учащихся
  • уровень участия учащихся в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  • уровень включения обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города;
Статистические данныеАнкетирование Май Заместители директора пол УВР
6 Динамика взаимодействия школы с родителями:
  • Удовлетворенность родителей
    • уровнем образования, предоставляемого школой (по методике Е.Н. Степанова)
    • уровнем системы воспитания в школе (по методике А.А. Андреева)
  • Активность участия родителей в жизни школы
    • участие в мониторинговых исследованиях (чел.)
    • участие во внеклассных мероприятиях (чел.)
АнкетированиеСтатистические данные По графику УО и школыМай Заместители директора пол УВР
7 Динамика взаимодействия школы с общественностью (в т. ч. внешние связи)
  • количество социальных партнеров
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР
8 Педагогические кадры
  • Средний балл (уровень) квалификации педагогических работников
  • Уровень образования педагогических работников
  • Уровень профессиональной активности педагогических работников (участие в проф.конкурсах)
  • Микроклимат в педагогическом коллективе:
  • тип взаимодействия администрации с педагогическим коллективом(проявляется всегда, иногда, никогда)
  • Сотру дн ичество
  • Подавление Индифферентность
Статистические данныеАнкетирование Май Заместители директора пол УВР
9 Динамика совершенствования учебно-воспитательного процесса и ее адекватность целям развития школы
  • Динамика изменения учебно-методического состояния (обновление фонда, в т.ч. мульти-медийными электронными пособиями)
  • Динамика совершенствования материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса и ее адекватность целям развития школы
Статистические данные Май Заместители директора пол УВР